Ритуалы
"Вуду - старше чем мир", говорит Жанвье Хулунон, гид по Бенину и ныне живущий на Гаити практик Вуду. "Говорят, что Вуду похоже на линии на ладонях – мы рождаемся уже с ними. Вуду обитает в листве, в воде, в земле. Вуду - повсюду".
Как и в большинстве современных языческих религий, в вуду нет централизации и управленческой структуры. Каждый храм функционирует самостоятельно и независимо, что обеспечивает возможность свободного «творчества масс» - как в лице жрецов, так и рядовых приверженцев.
Европейцы, особенно католики, привыкшие молиться в огромных пышных соборах, остаются разочарованными, увидев святилище вуду. Это всего лишь неприметная деревянная хижина, крытая тростником. Среди прочих строений она выделяется только возвышающимся над нею странным деревянным столбом. Столб этот у вудуистов символизирует мост, переброшенный из нашего мира в мир потусторонний. Столб – это символ лоа Легба, которого приветствуют в начале каждого ритуала.
Возле каждого храма есть площадка, где проводятся публичные ритуалы. Она имеет земляной пол и низкую стену около 1 м. В ее центре и расположен столб Легбы, у подножия которого - плоское возвышение, служащее местом для жертвоприношений. Столб окрашен в яркие цвета радуги в виде горизонтальных или спиральных полос, которые являются символами Айда-Веда. Вершина столба считается центром неба, основание - центром подземного мира. Таким образом, лоа может путешествовать вниз по столбу и входить в храм.
Внутри храма - несколько алтарей, посвященных определенным лоа. Маленькая лодка, подвешенная к потолку, символизирует Эрзули и Луну. Яркие цветные ритуальные флаги могут висеть на стенах или потолке. Веве - церемониальные рисунки различных лоа - украшают стены, наряду с портретом президента Гаити, который также рассматривается как представитель божественной власти. Веве - это сложные рисунки, которые символизируют самих лоа. Они могут быть постоянными или создаются каждый раз из зерна, муки, пороха или золы перед церемонией. Веве включают символы определенного лоа, которого они представляют: крест для Легба, сердце для Эрзули, змея для Дамбалы, гроб для Барона Субботы и так далее. Обычно изображенный вокруг центрального столба или места жертвоприношения, верве становится ритуальным магнитом, обязывающим лоа, к которому он относится, спуститься на землю.
В центре храма расположен алтарь или алтарный камень, который возвышается по грудь человека. Обычно на нем располагаются ритуальные инструменты. Алтарь покрыт жертвоприношениями - свечами, пищей, деньгами, амулетами, церемониальными трещотками и флагами, бусами, барабанами и священными камнями. Глиняные горшки Гови, заключающие в себе души уважаемых предков, также располагаются на алтаре.
Приверженцы Вуду обычно составляют религиозные общины, или "общества" (сосьете). Центром общины является храм, в котором и совершаются ритуалы. Главного жреца храма называют унган, а жрицу - мамбо. Институт жречества, как правило, наследственный. Будущий жрец обучается с молодого возраста и посвящается обычно в возрасте 31 года и старше. Символ жрецов - трещотка Азон, которая служит свидетельством посвящения и управляет ходом ритуалов. Азон - ритуальная трещотка, сделанная из полой тыквы, заполненной камнями или маленькими костями, с бусами на ручке. «Принять Азон» - значит принять жреческую власть.
В основе ритуалов Вуду - вызывание лоа. Они вселяются в жрецов, посвященных или просто верующих пришедших на церемонию, и верующие могут получить от них защиту, исцеление или предсказание. Обряды Вуду указывают людям на источник их бед и дают средство противодействия злым чарам. Это, прежде всего амулеты - мешочки с травами, маслами, волосами, костями и другими предметами. Также неотъемлемой частью Вуду является учение об использовании свеч, масел, растений и настоев. Растения обладают определенными свойствами: красивое растение приносит гармонию, колючее - агрессию и напряженность. Некоторые растения могут дополнять друг друга, другие - враждовать друг с другом и приносить вражду.
То, что в других религиях называется «одержимостью», в Вуду является практической целью, достигаемой с помощью различных ритуалов. Истинное общение с божествами осуществляется через одержимость, или «руку божественной благодати». Одержимость вызывается, когда лoa временно замещает гро бон аж и становящегося животворящей силой тела. Поскольку одержимость - это способ, с помощью которого лoa дают свои указания, проявляют свои желания и силу, - это обычное явление в Вуду, часто встречающееся и рассматриваемое как совершенно нормальное приверженцами религии. Когда лоа входит в человека и в течение определенного времени управляет его телом, действия и выражение эмоций принадлежат лоа, а не одержимому им человеку. Таким образом, каждый верующий не только имеет прямой контакт с миром духов, но и фактически принимает его в свое тело.
Американский кинорежиссер Майя Дерен, принимавшая участие в вудуистском ритуальном танце, в книге «Божественный всадник: живые боги Гаити» рассказала, что, танцуя, почувствовала, как немеют ее ноги. Внезапно в ее тело хлынула сила, угрожавшая разорвать череп. Мысленно взмолясь о спасении, она услышала пронзительные голоса, которые хором кричали: "Эрзули!" Несколько часов Дерен находилась без сознания, а потом жрец сказал ей, что она была охвачена Эрзули - той самой лоа, в которой вудуисты придали черты Девы Марии.
Вудуистские ритуалы, как и лоа, делятся на два класса: Рада и Петра. Для тех и других характерны барабанный бой, пляски, песнопения и вхождение в транс. Оба типа используют игру барабанов, танец, пение и, конечно же, одержимость или транс. Они отличаются только по типу лоа, которым они адресуются, и целям ритуала.
Все ритуалы состоят в основном из следующих компонентов:
1. Принятие пищи перед главной церемонией;
2. Создание Веве, символизирующего лоа, которому посвящается ритуал;
3. Игра на трещотке и бой барабанов;
4. Пение;
5. Танец угана или мамбо.
6. Животная жертва. Обычно ей перерезают горло и собирают кровь в сосуде. Одержимый может выпить часть крови, удовлетворяя этим голод находящегося в нем лоа. Убитое животное приготавливается в пищу и съедается участниками церемонии.
Как уже говорилось, все ритуалы начинаются с обращения к лоа Легба, вед без его разрешения никакой другой лoa не может пересечь границу духовного мира и попасть в мир материальный.
Вода в ритуале обычно представляет четыре стороны света. После призвания Легбы ее трижды льют перед храмом и перед центральным столбом, обозначая линию от входа в храм назад к столбу. Затем дважды целуют столб Легбы, через который лоа и входят в храм. Наконец, воду трижды льют перед каждым барабаном. В ритуалах Рада используются три барабана, и с ними обращаются как со священными предметами. После этого участники церемонии приветствуют четыре стороны света, столб Легбы и барабан. Затем они зажигают свечи внутри круга.
Специальной мукой, называемой фарин, унган вычерчивает веве на земле или на белом листе бумаги. Рисунок будет служить местом, куда помещаются жертвоприношения для лoa. Унган разносит остатки муки на четыре стороны света. Порядок приветствия, зажигания свеч и веве могут быть различными, в зависимости от ритуального типа и традиции.
Пение начинается с католической молитвы за которой следует Лангаж. Лангаж представляет собой давно забытую африканскую литургию, в которой лoa призываются в иерархическом порядке, но обычно она не понимается даже певцами.
Чтобы призвать лoa, унган ударяет веве, чтобы активизировать астральную силу лoa. Веве и нанесение удара обязывают лoa спускаться на землю.
Также унган может вызвать лoa, наклоняясь над алтарем и вызывая лoa вниз в глиняный горшок Гови. Унган может использовать магические слова, чтобы привлечь лoa таким образом. Он может консультироваться с лoa, живущим внутри Гови, задавая ему вопросы относительно настоящего или будущего.
Мытье головы – это обряд посвящения, проводимый для служителей после того, как впервые в них вселился дух. Используется, чтобы крестить или ритуально очищать приверженцев. Ритуал проводится на циновке из листьев банана или на подстилке из ароматных веток дерева, посыпанных мукой и политых сиропом.
Храм Вуду. Фото Е.Б. Деминцевой
Новости
Создание сайта
14.30 Итак, благодаря видеоурокам по пользованию хостингом Народ.Ру я смогла создать данное творение примерно